История FIAT
FIAT - это транснациональная группа компаний автомобильного (FIAT, Alfa-Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati) и не только автомобильного направлений :
Iveco - (производство грузовых автомобилей);
CNH Global ( Производство дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники);
Teksid (Металлургия Компания действует в сфере производства комплектующих для автомобильной промышленности);
Magneti Marelli - Комплектующие;
Комау компания (мировой поставщик систем автоматизации автомобильного производства);
FiatAvio - Авиационные и космические технологии;
Business Solutions (предоставления услуг, необходимых для деятельности компаний);
Itedi - издательское дело и средства массовой информации
С момента основания в 1899 году с конвейеров FIAT сошло более 70 миллионов автомобилей. На всех этапах развития мировой автомобильной промышленности FIAT выступал в качестве одного из основных действующих лиц.
Сегодня FIAT - одна из наиболее крупных мировых промышленных групп, чей оборот превышают 57 млрд. евро. Выйдя за пределы первоначально поставленной цели - производства легковых автомобилей, - компания постепенно освоила производство всех существующих видов транспортных средств - самолетов, поездов, грузовых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, а также судовых двигателей.Компания осуществляет свою деятельность в 61 стране мира, объединяет 1063 компании, в которых трудятся 223.000 человек, в том числе 111.000 человек за пределами Италии. Концерн владеет 242 предприятиями (167 из которых расположены за рубежом) и 131 научно-исследовательским центром (61 из них за рубежом). 46% производственных предприятий расположены за пределами Италии, причем экспорт продукции составляет свыше 67% от общего объема продаж.
1899год - 11 июля во Дворце Bricherasio был подписан учредительный договор "Акционерного Общества Итальянского Автомобильного Завода в Турине". 30 акционеров и уставный фонд в 800 тысяч лир. Среди членов Инженер Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano). До этого Чейрано выпускал на своей маленькой фирме велосипеды.
1899 год - Готов прототип первого автомобиля Welleyes, который разработал Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). В этом же году регистрируется фирма "Fabbrica Italiana di Automobili Torino (F.I.A.T.), которая покупает компанию Чейрано. Первыми руководителями новой фирмы стали: предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia), финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio). В вновь созданную фирму переходят многие сотрудники Чейрано: конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro), техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia).
Первый FIAT построенныйу Чейрано с 2-цилиндровым оппозитным двигателем мощностью 3,5 л.с. расположенным сзади. Ему дали имя Corso Dante 35 (3,5 PS).
1901 год - В этом году FIAT меняет расположение двигателя, устанавливая его вперед. Первой такой моделью стала "8 PS", которая оснащалась трехступенчатой КПП и механическими тормозами с приводом на задние колеса.
1902 год - Инженер Энрико (Enrico) создает автомобиль с более мощным 4-цилиндровым мотором объемом 4,2 л. Джованни Аньелли побеждает в гонках на приз "Giro de Italia Automobilistico" и тем самым дает начало гоночной славе FIAT.
1903 год - Изготовлен первый грузовик FIAT.
1904 год -деревянная рама меняется стальной. В этом же году выпускается небольшая партия роскошных автомобилей с 4-цилиндровым двигателем объемом 10 л и мощностью 60 л.с., с трансмиссионным тормозом и водяным охлаждением.
FIAT добивается больших успехов в авто спорте. В гонках участвовали как серийные, так и специально сконструированные для этих целей машины. Примером может послужить модель "75 PS" с объемом двигателя 14112 куб. см, созданная для участия в розыгрыше кубка «Гордона Беннета».
1905 год - Винченцо Лянча на FIAT 100 HP Corsa.
1906 год - Исчезают точки между буквами F.I.A.T. Отныне официальное название фирмы - FIAT. В этом же году компания начинает работу над автомобилем, который мог бы перевозить более 4-х пассажиров и 100 кг багажа.
1907 год - FIAT выпускает первую машину с 6-цилиндровым двигателем объемом 11 л и пневматическим стартером. Выпущена модель "130 PS" выигравшая "Гран-При" Французского автомобильного клуба. Марку "Фиат" знают и в авиационной промышленности. В 1908 году, на заре авиации, компания произвела свой первый двигатель, Фиат SA 8/75.
Постоянно прилагаются усилия к освоению международного рынка. Так, в 1908 г. в США была организована Fiat Automobile Co., через год построившая в штате Нью-Йорк завод для лицензионного производства легковых автомобилей FIAT. Тем временем был налажен экспорт продукции FIAT во Францию, Австрию, Великобританию и Австралию
По итогам 10 лет работы акционерный капитал компании составил 12 млн. лир, численность рабочей силы достигла 2500 чел., а годовой объем выпуска автомобилей - 1215 шт.
1910-1912 года - FIAT начинает выпуск серии «Tipo 1 – 6» , отличающихся объемами двигателя.
1912 год - В этом году FIAT выпускает модель «Zero», которая впервые получает широкое распространение.
1913 год - Перед первой мировой войной появляются модели с очень большими объемами двигателей, как, например, рекордные модификации "S 74" и "S 76". Последняя имела 4 цилиндра общим объемом 28 л.
1914 год - FIAT Torpedo
1915 год - Fiat 70 (per_Eserito) Для стимулированияобщего уровня жизни и потребительских расходов населения Италии FIAT принимает решение организовать общество кредитования частных лиц SAVA.
1916 год - Fiat Tipo 2
Руководство FIAT создало внутрифирменную службу здравоохранения для рабочих и их семей, профессиональное училище, клубы и горные рекреационные лагеря. Социальные службы FIAT менялись вместе с компанией и по сей день остаются важным ее подразделением.
1917 год - Fiat Tipo TorpedoКомпания Фиат добилась больших успехов и на поприще железнодорожных технологий, где начала свою деятельность в 1917 году.
1919 год - Fiat 505; Fiat 510 (выпускаются с 1919 по 1925год) .После войны другие компании заимствовали технологию FIAT по изготовлению гоночных автомобилей. Этому способствовал, в частности уход Джано и Бертарионе, которые одними из первых применили компрессоры в двигателях гоночных машин в компаниях «ALFA- ROMEO»и»SUNBIM». Все серийные модели получали порядковые номера от 501 до 525, не обязательно в хронологическом порядке. В этом году FIAT налаживает выпуск первой послевоенной серийной модели "501".
1921 год - Fiat_1T_Taxi. Fiat 501 S; Fiat 801 402 Corsa .В 20-е годы ответственность за долгосрочное планирование перешла от Джованни Энрико, продолжателя дела Фаччиоли, к таким знаменитым людям, как Карло Кавалли, Транквилло Зерби и Джулио Чезаре Каппа. После первых экспериментов с компрессором появился необычный автомобиль, имевший 12-цилиндровый V-образный двигатель, который при объеме одного цилиндра 1.5 л. имел мощность 187 л.с. и максимальную скорость 240 км/ч. В этом же году FIAT налаживает производство сложной и дорогой модели "520 Superfiat" с 12-цилиндровым двигателем объемом 6.8 л.Эта модель не была принята покупателями. С 1921 по 1923 год построено всего 30 экземпляров.
1922 год - Fiat 520 Super. Несмотря на провал "Superfiat" компания повторяет попытку завоевать место в секторе престижных машин, выпустив модель "519". Эта модель выпускалась до 1929 года.
1923 год -Fiat Mefistofele.Модель "502" имела при несколько больших размерах кузова тот же двигатель, что и у "501".
1924 год -Инвестиционная программа FIAT как в Италии, так и за рубежом постоянно развивалась - в т.ч. в 1924 г. началось производство автомобилей FIAT в Москве. Для управления активами корпорации была организована компания IFI (Istituto Finanziario Industriale).
1925 год - Fiat 503 Torpedo 2. В это время объем производства рос с головокружительной быстротой. Если во время войны было изготовлено всего 35 тысяч автомобилей, то уже в 1925 году благодаря конвейерной технологии на современном заводе "Линготто" было произведено 40 тысяч машин при численности работающих всего 20 тысяч человек. Классическим примером подъема производства может служить модель "509". Это был дешевый и удобный во всех отношениях автомобиль, поэтому только в 1925-1929 годах было изготовлено 90 тысяч экземпляров этой модели. Техническим новшеством "509" было верхнее расположение распределительного вала.
1926 год - В этом году происходит обновление некоторых моделей. На базе "501" и "502" создается "503", а509S,"510" заменяет более мощная "512".
1927 год - Fiat 507.В этом году выпускается более комфортабельная модель "521" Fiat 521 C, которая явилась первым автомобилем FIAT с гидравлическим приводом тормозов. Также у "521" руль располагался слева и устанавливалось катушечное зажигание.Fiat 522 Coupu Spider.
1929 год - На смену "509" приходит более мощная модель "514" ,Fiat 514 Spider, которая не имела коммерческого успеха, хотя немецкая фирма NSU купила лицензию на ее производство и выпускала под маркой NSU-FIAT.
1930 год - 30-е годы ознаменованы моделями "515" и "522", 522 Torpeda,Fiat 525 S , каждая из которых выпускалась в различных модификациях. В этом десятилетии благодаря работам Фессии и молодого Данте Джакозы изменилось направление технических разработок.
1932 год - В этом году компания сделала большой шаг вперед, начав массовое производство недорогой модели "508 Balilla". Принципиально новый высокоэкономичный легковой автомобиль, низкое потребление топлива (8л/100км) обеспечило высокий спрос на данную модель - всего было произведено около 113 тыс. шт., включая спортивную версию 508S и модель с 4-х скоростной коробкой передач.
1933 год - На замену моделям "522" и "524" пришла "518 Ardita"и Fiat 519 Berlina, Fiat 519 Coupu.
1934 год - Появляется более мощная версия "518" - 6-цилиндровая модель "527 Ardita".
1935 год - В этом году происходит переворот, как в области дизайна, так и в технике. На автомобильной выставке в Милане была представлена модель с совершенно новыми техническими решениями решения: центральную трубчатую раму, аэродинамичный кузов и независимую подвеску передних колес системы Dubonnet, а также верхнеклапанный двигатель.
1936 год - В этом году появляется эпохальная малолитражка "FIAT Topolino" , Fiat 500 Topolino
1937 год - На рынок выпускается обновленная "508 S"иFiat 500 2. В этот период основной продукцией FIAT были малолитражки.
1938 год - Выпустив в этом году роскошный лимузин "2800" FIAT доказал, что способен делать и более престижную продукцию.
1939 год - На замену модели "508 S" приходит модель Fiat 1100. Внешнее отличие этих моделей было в передней части, которая у "1100" как бы "рассекала" воздух.Годом позже появляется модификация "1100 В", у которой был тот же кузов, но более мощный двигатель и регулируемая рессорная подвеска задних колес. Модель продержалась в производстве вплоть до 1948 года. Во время второй мировой войны компания перешла в основном на выпуск военной продукции.
1945 год - Нелегким было послевоенное время. Необходимо было провести большой объем ремонтных работ на заводах, требовалось найти новых клиентов. Руководитель концерна FIAT сенаторДжованни Аньелли умер в 1945г. и его место занял Витторио Валетта, возглавивший восстановление заводов компании, серьезно разрушенных бомбардировками в годы войны.
16 декабря1945 года, его сын Эдоардо 14 июля 1935 года погиб в авиационной катастрофе, а племянник Джанни был еще слишком молод. Но Джованни Аньелли принял правильное решение, сделав своим преемником Витторио Валетту. При поддержке Гауденцио Боны, Гайаля де ла Шенеему удалось, после второй мировой войны, создать новый облик FIAT. Основа успеха была заложена ранее. В Мирафьори был построен новый завод. Несмотря на относительно невысокие корпуса, его производственные площади были больше, чем у громадного "Линготто" с его пятиэтажными зданиями. Завод в Мирафьори проектировался еще в 30-е годы. В 50-е и 60-е годы он неоднократно расширялся. В нескольких километрах от Мирафьори FIAT построил также комплекс "Ривальта". Но на этом децентрализация производства не закончилась. Bcкope был открыт новый крупный завод на юге Центральной Италии. Производимые в это время модели явно представляли собой модернизированные довоенные машины, например "500 В и C", "1000 В и Е" и "1500 и Е".
1950 год - появился совершенно новый автомобиль "FIAT 1400". Его несущий кузов был спроектирован фирмой Pininfarina. Дизайн навеян моделью "Cisitalia Berlinetta", которую Pininfarina создала из деталей "FIAT 1100". В "1400" было множество технических и конструктивных новшевств (взять хотя бы короткоходный двигатель - диаметр цилиндра и ход поршня: 82х55 мм), и она начала задавать тон в дальнейшей разработке эстетики автомобилей компании. На этой модели был впервые установлен дизель.
1951 год - Появляется модель "1900" и с этого времени тип машины обозначался в соответствии с объемом двигателя.
1952 год - На рынок поступил спортивный автомобиль "V8", первая модель компании с независимой подвеской всех колес, производившийся малыми сериями. Кузов для этой модели разрабатывала фирма Ghia.
1953 год - В этом году обновляется довоенный "1100". Модель назвали "Nuova-1100". У нее был несущий кузов. Производилась до 1959 года. Было изготовлено 250 тысяч экземпляров.
В 1955 году последнюю серию "500S Topolino" сменила модель "600", принесшая FIAT еще большую известность, потому что была доступна многим итальянцам.Реактивный истребитель G 81 был принят на вооружение силами НАТО. Для того, чтобы использовать на полную мощность возможности мировых рынков, авиационное подразделение компании Фиат разработала новую стратегию, основанную на выпуске двигателей для самолетов и их компонентов совместно с такими всемирно известными корпорациями, как "Rolls Royce", "General Electric", "Pratt & Whitney" и "Aerospatiale".
1957 год - Продолжая производство малолитражных автомобилей FIAT в 1957 году выпускает модель "Nuova-500". За 15 лет выпущено более 3 млн. штук этой малышки.
1959 год - Модель "1800-2300" впервые была представлена на выставке в Женеве. Кузов для "1200 Cabrio" был сконструирован на фирме Pininfarina. Произведено свыше 15 тысяч машин этой модели.
1961 год - Появляется семейство заднеприводных моделей с 4-цилиндровыми (1300-1500 куб.см.) и 6-цилиндровыми (1800-2300 ку.см.) двигателями, которые сконструировал Аурелио Лампреди, бывший технический руководитель Ferrari.
1964 год - На базе модели "600" создается "850". К FIAT присоединяется компания AUTOBIANCHI, хотя официальный договор о слиянии вступил в силу в 1967 году.
1966 год - Появляется модель "124", впоследствии ставшая прообразом первого советского массового автомобиля - ВАЗ-2101. В этом же году производятся модели "Dino Spider" и "Dino Coupe".
1967 год - Начинается производство седана "125". Слегка видоизмененный вариант этой модели через некоторое время стали собирать в Польше под маркой "Polski Fiat". Параллельно некоторое время выпускаются модели "1500L", "1800B", "2300".
1969 год - FIAT присоединяет к себе фирмы LANCIA и FERRARI. В этом году состоялась эпохальная для компании премьера первого переднеприводного автомобиля модели "128". Эта концепция, автором которой был Данте Джакоза, уже применялась компанией AUTOBIANCHI, входившей в состав FIAT. Джакоза был первым, кто применил эту компоновку для малолитражных автомобилей. В этом же году проходит демонстрация мощного комфортабельного седана "130".
1971 год - Концерн выпускает очередную переднеприводную модель "127" с поперечным верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем. Модернизируется модель "128", становясь более просторной.
1972 год - На смену "124" приходит модель "131 Mirafiori", названную так в честь головного завода в Турине. Тип кузова седан, современные формы и различныекомплектации выгодно выделяли этот автомобиль на рынке автопроизводства. В продажу поступали его спортивная версия ABARTH для дорожных гонок и ралли с форсированным мотором, независимой подвеской задних колес и 5-ступенчатой коробкой передач. В этом же году запускается в производство очередная малолитражка "126".
1973 год - Компания решает запустить в серийное производство комфортабельный и дорогой "FIAT-132" с 4-цилиндровыми двигателями объемом 1585 и 1995 куб.см., но крупномасштабный выпуск автомобиля такого класса оказался преждевременным. Начато производство двухместного автомобиля "Х 1/9".
1978 год - Запускается в производство модель "Ritmo".
1980 год - FIAT приступает к реализации новой программы, первенцем которой стала малолитражка "Panda" с подчеркнуто угловатыми формами.
1983 год - В январе этого года компания представила модель "Uno".
1984 год - На базе "Ritmo" появляется седан "Regata".
1985 год - На смену устаревшему "132" пришел переднеприводный седан "Croma", ставший первым итогом совместной деятельности фирм FIAT, Lancia и SAAB. На этой модели использовались рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонаддувом, а также дизельные моторы. Многие детали шасси "Croma" были идентичны машинам Lancia Thema и SAAB 9000. Lamborghini Automobili Spa переходит к американскому концерну Chrysler.
Fiat выпускает новый двигатель FIRE ("Fully-Integrated Robotised Engine"), простота конструкции которого, позволяет полностью автоматизировать сборочный процесс. Впоследствии двигателями FIRE, SUPER FIRE и модификациями на их основе были снабжены почти все версии Punto, Brava, Bravo, Marea, Barchetta, Coupe. Alfa Romeo модифицировала двигатели SUPER FIRE в свои моторы семейства Twin Spark - 1.4, 1.6, 1.8 и 2.0 л ( 2.0 TwinSpark позже будет признан лучшим двигателем Европы). На сегодняшний день на базе SUPER FIRE выпускается 12 различных двигателей.
1986 год - После неудачных пер еговоров с GM и Ford, Finnmeccanica продает Аlfa Romeo Fiat. Fiat объединяет Alfa Romeo и Lancia в новое подразделение Alfa Lancia Sра, которое начинает свою деятельность в 1987 году.
1987 год - Премьера Ferrari F40. Выпуск новой модели был приурочен к 40-летию компании. Двухтурбинный 8-цилиндровый двигатель новинки развивал мощность свыше 450 л.с. Это был последний проект, над которым работал сам Энцо Феррари.
Вскоре Ferrari полностью переходит под контроль Fiat.
Storica (исторические) гонки Милле Милиа становятся ежегодными.
1988 год - Компания Magnum Industriale учреждает в США свою фирму по продаже люксовых джипов La Forza. В 1991 году предприятие окончилось банкротством фирмы.
Премьера Alfa romeo 164 - модели нового поколения миланской компании. Кузов 164, созданный в ателье Pininfarina, установил новые стандарты в дизайне и технической концепции Альф. Проект 164-й модели стал плодом совместных разработок Alfa, Fiat, Lancia, и Saab (проект Tipo 4).
Fiat Tipo признан Автомобилем года.
1989 - Находясь в возрасте 90 лет скончался Энцо Феррари.
Скончался известный создатель двигателей Аурелио Лампреди. В 70-х - президент фирмы Abarth, затем руководитель конструкторского подразделения двигателей на Fiat. Одними из его выдающихся работ было создание "большого" V12 для Ferrari и двигателей для гоночных машин класса Indy.
Премьера Ferrari F50. Несмотря на то, что дизайн этого автомобиля некоторые считают "ужасным" и "отталкивающим", в 90-е годы F50 стал единственным в мире "прибыльным" суперкаром.
1990 год - На смену легендарному Countach выходит итало-американский бык Lamborghini Diablo.
1991 год - На Formula 1 дебютировала первая гоночная команда Lamborghini Formula One или Modena - Сentral Park. После неудачного сезона команда прекратила свое существование.
После трех неудачных лет Alfa Romeo прекращает свое участие в гонках IndyCar.
Четырехкратный чемпион ралли -Lancia заявляет о своем уходе из WRC
1993 год - В возрасте 77 лет скончался Ферруччио Ламборджини
1994-год - Chrysler продает Lamborghini Automobili индонезийскому концерну MegaTech.
Также как и Fiat, Maserati, Lancia, Alfa Romeo уходит с рынка США.
1995 год - Fiat приобретает Maserati. В настоящее время Fiat принадлежит 90% всего итальянского автопроизводства. Fiat Punto, самый маленький в своем классе автомобиль, создавший новый класс Super Mini, признан Автомобилем года. В 1997 году малютка становится лидером продаж в Европе.
1996 год - Второе рождение марки La Forza . Американская компания Monster Motorsports, под руководством Дэйва Хопа, известная в США своими эксклюзивными 8-цилиндровыми модификациями Monster Miata V8 и Cobra, начинает сборку джипов LaForza из итальянских комплектующих и оснащает их двигателями Ford V8.
Lancia отмечает свое 90-летие.
Автомобилем года вновь становится итальянец - на этот раз близнецы Fiat Bravo/Brava.
1997 год - Объединение Maserati и Ferrari под руководством Fiat.
В связи с проведением реконструкции и реорганизации на заводах Maserati приостановлен выпуск всех моделей компании.
Ferrari празднует 50-летие компании.
Рождение новой Giulietta - Alfa 156, получившей титул "Автомобиль года".
Скончался Нуччио Бертоне, руководитель кузовной фирмы Bertone, одной из трех крупнейших дизайнерских студий мира. Творческое наследие Bertone составляют: Alfa Giulietta (54), Fiat 850 Spider (64), Lamborghini Miura (66), Espada (68), Urraco (71), Countach (72), Maserati Khamsin (72), Fiat X1/9 (73), Ferrari 308GT4 (73), Lancia Stratos (74), Citroen BX (84), XM (89) и Xantia (92).
1998 год - Малазийская компания Mycom Setdco и индонезийская фирма V'Power Corporation за 100 млн.$ продают Lamborghini Automobili немецкой компании Audi AG.
На Maserati вновь начато производство и выпущена новая модель - Maserati 3200 GT.
Alfa Romeo, развивая успех 156-й модели, выпускает на ее базе новый флагман фирмы - представительский седан Alfa 166.
1999 год - Ferrari выпускает новую модель -360 GT Modena.
Fiat Spa отмечает 100-летний юбилей, выпускает новую модель Fiat Punto и пересматривает свою политику в области автопроизводства